Психолого-лингвистическая экспертиза

Психолого-лингвистическая экспертиза относится к категории комплексных исследований. Выполняется специалистами, работающими в «ВолЭкс» в городе Волгограде. В работе принимает участие пара экспертов, у которых есть надлежащее образование в двух сферах сразу: лингвистике и психологии.

Психолого-лингвистическое исследование позволяет успешно разрешить несколько вопросов:

  • определить психолого-лингвистические (в некоторых случаях еще и паралингвистические) свойства речевого поведения гражданина, являющегося автором текста (как вариант, речи);
  • определить признаки оказываемого на автора давления, влияния;
  • определить признаки давления, влияния, которые оказывались автором текста/речи на определенного гражданина;
  • определить признаки подготовленности или же спонтанности речи. Важно понять, не была ли она отрепетирована заранее;
  • установить условия, в которых была сформирована воля гражданина, являющегося автором текста/речи;
  • установить коммуникативные намерения, говоря другими словами, цели автора текста/речи;
  • определить в тексте/речи наличие психологических установок на свершение определенных деяний;
  • определить характер речевого влияния, которое оказывалось на состояние конкретного гражданина;
  • формирование речевого портрета гражданина, являющегося автором текста/речи.

Психолого-лингвистическое исследование выполняется, чтобы определить те обстоятельства, которые играют роль в процессе решения споров, где в качестве предмета выступает самооговор. Также экспертиза назначается в процессе решения споров о завещании, предоставлении расписки при оказании воздействия; даче заведомо ложных показаний, что может быть связано с оказываемым давлением, и так далее. В некоторых случаях речь может идти о самоубийстве.

Объекты, подвергаемые психолого-лингвистическому исследованию:

  • файлы в формате аудио и видео. Это могут быть переговоры по телефону, показания и так далее;
  • показания, которые были зафиксированы на различных типах носителей;
  • контент сайтов в Интернете или же личных страниц в социальных сетях;
  • переписка (личная/деловая), представленная в различных форматах.

Примерные вопросы для психолого-лингвистического исследования:

  1. Имеются ли в предоставленных видеоматериалах признаки подготовленности (заученности, отрепетированности) речи допрашиваемого?
  2. Имеются ли в предоставленных видеоматериалах признаки оказания психологического давления на допрашиваемого?
  3. Имеются ли в речи допрашиваемого признаки скрываемых обстоятельств и конструирования ложных сообщений?
  4. Каковы психологические и лингвистические, а также паралингвистические особенности речевого поведения автора речи.
  5. Каковы коммуникативные намерения (цели) автора речи.
  6. Имеются ли у фигуранта на видеозаписи признаки расстройства психической деятельности, препятствующие адекватному восприятию ситуации следственного действия, выбору способу подачи и содержания вербализируемой информации?
  7. Имеются ли у фигуранта психологические признаки инсценировки коммуникации на видеозаписях?
BBEPX