Психолого-лингвистическая экспертиза
Психолого-лингвистическая экспертиза относится к категории комплексных исследований. Выполняется специалистами, работающими в «ВолЭкс» в городе Волгограде. В работе принимает участие пара экспертов, у которых есть надлежащее образование в двух сферах сразу: лингвистике и психологии.
Психолого-лингвистическое исследование позволяет успешно разрешить несколько вопросов:
- определить психолого-лингвистические (в некоторых случаях еще и паралингвистические) свойства речевого поведения гражданина, являющегося автором текста (как вариант, речи);
- определить признаки оказываемого на автора давления, влияния;
- определить признаки давления, влияния, которые оказывались автором текста/речи на определенного гражданина;
- определить признаки подготовленности или же спонтанности речи. Важно понять, не была ли она отрепетирована заранее;
- установить условия, в которых была сформирована воля гражданина, являющегося автором текста/речи;
- установить коммуникативные намерения, говоря другими словами, цели автора текста/речи;
- определить в тексте/речи наличие психологических установок на свершение определенных деяний;
- определить характер речевого влияния, которое оказывалось на состояние конкретного гражданина;
- формирование речевого портрета гражданина, являющегося автором текста/речи.
Психолого-лингвистическое исследование выполняется, чтобы определить те обстоятельства, которые играют роль в процессе решения споров, где в качестве предмета выступает самооговор. Также экспертиза назначается в процессе решения споров о завещании, предоставлении расписки при оказании воздействия; даче заведомо ложных показаний, что может быть связано с оказываемым давлением, и так далее. В некоторых случаях речь может идти о самоубийстве.
Объекты, подвергаемые психолого-лингвистическому исследованию:
- файлы в формате аудио и видео. Это могут быть переговоры по телефону, показания и так далее;
- показания, которые были зафиксированы на различных типах носителей;
- контент сайтов в Интернете или же личных страниц в социальных сетях;
- переписка (личная/деловая), представленная в различных форматах.
Примерные вопросы для психолого-лингвистического исследования:
- Имеются ли в предоставленных видеоматериалах признаки подготовленности (заученности, отрепетированности) речи допрашиваемого?
- Имеются ли в предоставленных видеоматериалах признаки оказания психологического давления на допрашиваемого?
- Имеются ли в речи допрашиваемого признаки скрываемых обстоятельств и конструирования ложных сообщений?
- Каковы психологические и лингвистические, а также паралингвистические особенности речевого поведения автора речи.
- Каковы коммуникативные намерения (цели) автора речи.
- Имеются ли у фигуранта на видеозаписи признаки расстройства психической деятельности, препятствующие адекватному восприятию ситуации следственного действия, выбору способу подачи и содержания вербализируемой информации?
- Имеются ли у фигуранта психологические признаки инсценировки коммуникации на видеозаписях?