Психологическая экспертиза, психолого-педагогическая экспертиза.

К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.

Отличность психологической и психолого-педагогической экспертизы в том, что последняя исследует особенности психологии ребенка. В этом случае должен быть привлечен эксперт педагог либо психолог должен обладать соответствующей специальностью.

Важно знать последовательность действий для определения компетенции СПЭ.  Важно отделить вопросы психологические от вопросов правовых. Например, вопрос «Находилась ли потерпевшая в юридически значимый период в беспомощном состоянии?» — правовой вопрос и не может быть поставлен перед психологами-экспертами, а если поставлен и эксперты на него ответили, то тем самым они вышли за рамки своей компетенции.

Так, вместо вопроса о беспомощном состоянии экспертам-психологам следует задать вопросы:

  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли подэкспертная понимать характер и значение совершаемых в отношении ее действий в криминальной ситуации?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли подэкспертная оказывать сопротивление в криминальной ситуации?

Примерные вопросы для психологической, психолого-педагогической экспертизы:

  • оказывают ли индивидуально-психологические особенности матери в условиях совместного проживания негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие дочери?
  • учитывая индивидуально-психологические особенности личности, особенности психического состояния, способна ли подэкспертная (ребенок) к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу места проживания?
  • имеются ли у Х признаки отставания в психическом развитии, не связанные с психическим заболеванием, существенно влияющие на способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать о них правильные показания? И если имеются, то какие?
  • учитывая особенности психической деятельности Х, ее состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, могла ли она правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • учитывая особенности психической деятельности, состояния, индивидуально-психологические и возрастные особенности, могла ли Х давать показания об интересующих следствие обстоятельствах?
  • учитывая особенности психической деятельности, состояния, индивидуально-психологические и возрастные особенности, способна ли Х давать показания об интересующих следствие обстоятельствах в настоящее время?
  • имеются ли у Х какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на ее способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать о них правильные показания?
  • имеются ли в представленных документах (протоколах допросов Х) признаки психологического воздействия на Х, оказавшие существенное влияние на ее показания (нехарактерные для уровня психического развития 9-летней девочки обороты речи, чужой лингвистический стереотип и т.д.)
BBEPX
×
Оставьте данные и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Оставить
заявку